О компании

Наша гордость


Астров
Николай
Александрович

Родился в 1906 году в Москве, в семье профессора Московского высшего технического училища (ныне — МГТУ им. Н. Э. Баумана). В 1919 году отца и брата будущего конструктора легких танков расстреляли за «участие в контрреволюционном заговоре». Николая вместе с матерью выслали из Москвы. В 1924 году, после окончания школы, Николай Астров поступил чертежником в Научный автомоторный институт (НАМИ), где участвовал в проектировании первого советского легкового автомобиля НАМИ-1. После окончания Московского электромашиностроительного института стал работать конструктором на Московском электрозаводе. В 1929 (по другим данным — в 1930) году был арестован по ложному обвинению и помещен в «шарашку» при Бутырской тюрьме.

С декабря 1931 по май 1934 года работал инженером-конструктором, затем, уже как вольнонаемный, возглавлял автотракторное конструкторское бюро в ОГПУ. В КБ вместе с инженерами, осужденными по «делу Промпартии», разрабатывал первые советские плавающие танки ПТ-1, ПТ-1А и средний колесно-гусеничный танк Т-29. В 1934 году, после расформирования «шарашки» был назначен главным конструктором завода №37 в Москве. Там строил малые плавающие танки Т-38 (1935 г.) и Т-40 (1939 г.), а также гусеничный полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1936 г.). В 1941—1943 годах был заместителем главного конструктора Горьковского автозавода (ГАЗ) по танкостроению. В октябре 1941 года из Москвы в Горький конструктор приехал на легком танке Т-60 собственной конструкции. На ГАЗе он руководил созданием легких танков Т-30, Т-60 (1941 г.), Т-70 (1942 г.), Т-80 (1943 г.), незаменимых во время боев в городских условиях.

За разработку Т-40 и Т-60 получил первую сталинскую премию. За годы Великой Отечественной войны радикально усовершенствовал автомобильные агрегаты ГАЗ и ЗИС, что позволило использовать эти узлы в конструкциях послевоенных автомобилей.

С 1943 года и до ухода на пенсию в 1985 году работал главным конструктором на Мытищинском машиностроительном заводе, где проектировал гусеничные шасси для авиадесантных артиллерийских самоходных установок АСУ-57 и АСУ-85, зенитного артиллерийского комплекса ЗСУ-23-4 «Шилка», полубронированного артиллерийского тягача АТП, зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».

За 55 лет работы конструктором создал 26 типов боевых машин пяти семейств.

Николай Александрович Астров награжден тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды

Лауреат трех Сталинских премий (1942, первой степени), 1943, 1951 (третьей степени) и Государственной премии СССР (1967)

Инженер-полковник (1945 г.), Герой Социалистического Труда (27.04.1976 г.), профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979 г.), доктор технических наук (1971г.). Николай Александрович Астров скончался в 1992 в Москве.


Больше о конструкторе - на страницах проекта РТИ НА ФОНЕ ЭПОХИ: КОНСТРУКТОРЫ